воскресенье, 13 января 2019 г.

Дитя песков


Добрый день, мой уважаемый читатель!
Я приглашаю вас отправиться со мной в два прилегающих друг к другу города в центре моей страны – родину Георгия Победоносца древнюю Лидду (на иврите – Лод), ныне включающую в себя международный аэропорт имени Бен-Гуриона, и построенную рядом с ним удивительно красивую и изобилующую достопримечательностями Рамлу (на иврите – Рамле) – единственный город в Святой Земле основанный арабами. А начнём мы, пожалуй, с той из них, которая моложе...


Сегодня, как и в путешествии по Эйн Геди, нашей спутницей станет юная арабская красавица из мусульманской семьи по имени Лайла – всегда готовая попозировать жизнерадостная девушка, безумно обожающая изысканные лакомства и сладкие напитки.


Прежде всего, мы отправимся в синагогу, но не обычную, которыми изобилует каждый еврейский город и селение Израиля, а караимскую – относящуюся к религиозному направлению, непризнаваемому еврейским народом частью иудаизма.


Представитель общины вкратце рассказывает нам об истории и сущности караизма – течения, возникшего в Багдаде в VIII веке нашей эры, когда часть евреев отказались принимать трактовки Писания, записанные многими поколениями еврейских мудрецов, заявив, что отныне они будут признавать только то, что можно прочесть в самом Писании (отсюда и происходит их название – «кара» переводится с иврита как «читал»).


Место завораживает нас своим непередаваемым духом старины и красотой…


Неслучайно ему придана столь впечатляющая роскошь, ведь оно является не иначе как центром караимского иудаизма не только в Святой Земле, но и во всём мире.


Нужно сказать, что частью еврейского народа может стать любой человек по своему желанию, если пройдёт, так называемый, «гиюр». Но прежде, чем решиться на это ему следует хорошо подумать, ведь быть евреем, согласно иудаизму – это навсегда.


Караимы, в течение веков не смешивавшиеся с другими народами, разумеется, остаются евреями, и при желании вернуться в иудаизм, соответственно, в «гиюре» не нуждаются. Им для этого достаточно лишь сделать заявление.


Караимы имеют право на переезд в Израиль и приобретение гражданства страны. Их сыновья и дочери служат в армии и учатся в обычных государственных школах, но при этом тщательно перенимают у старшего поколения культуру и быт своей общины.


Разговорчивая Лайла быстро находит общий язык с первыми пришедшими на молитву прихожанами синагоги, оказавшимися выходцами из Ирака. И неудивительно, ведь язык этот – родной для них арабский.


Улыбнись, маленькая Лайла! Запечатлим на память наши увлекательные путешествия по Святой Земле…


А теперь отправимся в большую мечеть города, которая также является необычной, но по несколько другим причинам.


Коран рассказывает, что общим предков евреев и арабов был Ибраhим, известный в русском произношении как Авраам – прапрадед колен Израилевых. Из еврейской традиции мы знаем, что придя по повелению Всевышнего проповедовать в Святую Землю он расстилал шатёр на каждом месте, где останавливался и принимал в нём всех встреченных им на своём пути, требуя от них за своё гостеприимство только одного – омыть пыль с ног своих. И это было частью его проповеди о Едином Боге, ибо в те времена существовало поклонение пыли, как одному из бесчисленных языческих божеств.


Не уходит ли своими истоками концентрическое здание фонтана для омовения ног во дворе мечети в символическое изображение того самого шатра?


Разрешите представить Вам Шади из Каны Галилейской – парня из православной арабской семьи, редактора сайта иерусалимского патриархата и владельца сувенирной лавки у Источника Марии в Назарете. Для меня же он, прежде всего, добрый человек, который подвозит меня на экскурсии и обратно. И большое спасибо ему за это!


Перед нами здание, построенное крестоносцами около девятисот лет назад в качестве кафедрального собора – обители епископа, возводимой, как правило, на святом, месте. И это их самая большая церковь на Святой Земле, сохранившаяся до наших дней в своей оригинальной форме.


В XIII веке Святая Земля завоёвывается мамелюками – образованной в Египте военной кастой из бывших рабов грузинского и черкесского происхождения. Их предводитель – безжалостный и коварный султан Бейбарс – был настолько впечатлён этим красивым монументальным зданием, что немедленно решил превратить его в мечеть. И она продолжает здесь действовать и по сей день, уже семь с половиной столетий ...


Экскурсии у нас, как правило, проводят специалисты по тем местам, в которые мы в данный день отправляемся. Например, наш сегодняшний экскурсовод является не просто знатоком, но, к тому же, и жителем посещаемого нами города.


Что ж, разуемся и войдём внутрь здания. Его величественность просто восхищает…







Как всегда, я слишком отвлекаюсь от учёбы, и мне пора немедленно вернуться к группе.


По обыкновению все усаживаются, как кому придётся.






Наступает время осмотра деталей достопримечательности...







Новая религия пришла в Святую Землю из Мекки и Медины в VII веке нашей эры.


Она быстро распространилась на огромные территории, располагающиеся аж в нескольких часовых поясах.


И повсюду на ней возводились мечети, главной частью в которых является мехраб – углубление в стене, указывающее направление на Мекку – самое святое место для мусульман, в сторону которого они должны быть обращены во время своей молитвы.


По причине того, что в мечети не принято пользоваться стульями и столами, для удобства верующих на ковре расставлены книжные подставки.


Каждый правоверный должен стремиться прочесть Коран на языке, на котором он ниспослан человечеству.


Между тем арабы в современном мире составляют лишь восемнадцать процентов от общего числа мусульман.


Вот так выглядит при ближайшем рассмотрении минбар – кафедра в форме лестницы, с которой имам читает пятничную проповедь.


А так он смотрится издали, на фоне Лайлы, проникающейся духовной аурой своего народа.


Краткая остановка на завтрак в небольшом парке рядом с центральным рынком города.


В переводе с арабского Рамле означает «песок». И причина тому, основание города на песчаных дюнах. Честно говоря, глядя на эти цветущие деревья, очень трудно поверить в этот исторический и географический факт.


Новый город был основан арабскими завоевателями для того, чтобы продемонстрировать местным жителям, что пришла новая независимая от прошлого этой земли власть, со своею собственной абсолютно новой столицей, основателя которой будут чтить в веках.


Почему же выбирая для неё тот же важный перекрёсток международных дорог, на котором лежала древняя Лидда, мусульмане решили построить её именно на песках? Может быть причина тому – ностальгия? Если предки твои тысячелетиями кочевали по Аравийской пустыне не захочешь ли ты строя себе жилище вдали от родины сотворить его таким же дитём песков, как и ты сам...





Комментариев нет:

Отправить комментарий